Онтология света

Согласно библейскому повествованию свет был сотворен Богом в первый день, что указывает на его фундаментальное место в иерархии бытия. Примечательно, что по-славянски светъ – не только свет, но и земля, вселенная. Свет — не только фундаментальная «субстанция» мироздания, свет — это та риза, в которую облекается Господь (Пс 103:2), символ Света истинного (Ин 1:9) — и потому мистика света играет столь значимую роль в авраамических религиях.

Когда в эпоху средневековья под влиянием знакомства с трудами античных авторов выяснилось, что отражение и преломление света подчиняется непреложным математическим законам, из этого факта был сделан богословский вывод о том, что именно через математическое «рассматривание творений» открывается «невидимое Божие, вечная сила Его и Божество» (Рим 1:20). Это позволило впоследствии В. Гейзенбергу заметить, что «в естествознании Нового времени живет христианская модификация платонической “мистики света”, которая отыскивает в первообразах единую основу духа и материи и предоставляет место для разнообразных степеней и видов понимания вплоть до познания истины спасения». Впоследствии эта тенденция обретёт свое наиболее полное воплощение в квантовой теории поля (претендующей сегодня на роль «Единой Теории Всего») цель которой заключается в том, чтобы поместить элементарные частицы в те же рамки, что и фотоны, т. е. оформить их как кванты соответствующих полей.

Новоевропейская наука от исследования прагматики и семантики мироздания — чем, собственно, занималась наука средневековая, искавшая символический смысл вещей и событий — перешла к изучению синтагматики Книги Природы: суть «объект(ив)ного» метода познания состоит в том, что изучается математическая форма отношения различных «элементов» мира. Сегодня естественные науки дошли, похоже, уже до уровня онтологических структур мироздания – это проявляется, в частности, в том, что, например, в физике не удается обнаружить более «глубокие» структуры — в пользу этого свидетельствует утверждение об отсутствии так называемых «скрытых параметров».

Сегодня нам надлежит осмыслить синтагматические закономерности «текста» Книги Мира, вновь вернуться к ее семантике и прагматике. Поскольку же новоевропейская наука возникла как новое богословие Природы, восполняющее богословие Откровения, то её результаты, подразумевающие онтологические экспликации, могут и должны интерпретироваться в широком философско-богословском – в том числе библейском – контексте.

Если удастся осмыслить обнаруживаемые наукой фундаментальные закономерности мироздания, если получится помочь им «заговорить», это позволит приблизиться к постижению замысла мира, смысла существования Вселенной и человека.

Отсюда естественным образом возникают возможные направления исследований:

История науки:

  1. Пространство и свет (Гроссетест, Р. Бэкон).
  2. Сны Декарта: начало новоевропейской науки.
  3. Век просве(т)щения.
  4. Ньютоновская теория цветов и теория цветов Гёте.
  5. Фарадей и уравнения Максвелла.
  6. Квантовая механика: Планк, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг.
  7. Теория относительности.
  8. Проблема сознание-тело (Юнг и Паули, Вигнер).

Библеистика:

  1. Свет и огонь в Библии.
  2. Сотворение света в Шестодневе.
  3. Библейская онтология творения.
  4. Видение пророка Иезекииля и архетип самости.
  5. Свет в иудейской традиции толкования Библии.
  6. Свет в святоотеческой традиции толкования Библии.
  7. Конец света; Горний Иерусалим.

Философия:

  1. Онтология числа в пифагорейской традиции.
  2. Единое Парменида.
  3. Платон — пифагореец.
  4. Теория синавгии.
  5. Свет в неоплатонизме.
  6. Христианская метафизика света; свет как посредник между видимым и невидимым.

Культурология:

  1. Лингвистические, психологические и биологические аспекты концепта света.
  2. Образ первосвета, ознаменовавшего Начало мира – от индоевропейских Ушас и Эос (утренних зорь) до света Книги Бытия.
  3. Иудейская мистика света.
  4. Православная мистика света и обратная перспектива иконы.
  5. Католическая мистика света, готическая архитектура и витраж.
  6. Мусульманская мистика света.
  7. Революция в физике и художественный авангард.
  8. Русская художественная культура: от иконы до авангарда.
  9. Духовные и художественные аспекты светотени.
  10. «Свет в конце туннеля» в опыте посмертного существования и призрачный свет призраков инфернального мира.
  11. SciArt.

Физика:

  1. Свет — «самое темное пятно в физике».
  2. Теория относительности: пространство-время как структура световых отношений.
  3. Квантовые измерения и квантовые вычисления.
  4. Различные интерпретации квантовой механики.
  5. Современные подходы к проблеме сознание-тело.