Согласно библейскому повествованию свет был сотворен Богом в первый день, что указывает на его фундаментальное место в иерархии бытия. Примечательно, что по-славянски светъ – не только свет, но и земля, вселенная. Свет — не только фундаментальная «субстанция» мироздания, свет — это та риза, в которую облекается Господь (Пс 103:2), символ Света истинного (Ин 1:9) — и потому мистика света играет столь значимую роль в авраамических религиях.
Когда в эпоху средневековья под влиянием знакомства с трудами античных авторов выяснилось, что отражение и преломление света подчиняется непреложным математическим законам, из этого факта был сделан богословский вывод о том, что именно через математическое «рассматривание творений» открывается «невидимое Божие, вечная сила Его и Божество» (Рим 1:20). Это позволило впоследствии В. Гейзенбергу заметить, что «в естествознании Нового времени живет христианская модификация платонической “мистики света”, которая отыскивает в первообразах единую основу духа и материи и предоставляет место для разнообразных степеней и видов понимания вплоть до познания истины спасения». Впоследствии эта тенденция обретёт свое наиболее полное воплощение в квантовой теории поля (претендующей сегодня на роль «Единой Теории Всего») цель которой заключается в том, чтобы поместить элементарные частицы в те же рамки, что и фотоны, т. е. оформить их как кванты соответствующих полей.
Новоевропейская наука от исследования прагматики и семантики мироздания — чем, собственно, занималась наука средневековая, искавшая символический смысл вещей и событий — перешла к изучению синтагматики Книги Природы: суть «объект(ив)ного» метода познания состоит в том, что изучается математическая форма отношения различных «элементов» мира. Сегодня естественные науки дошли, похоже, уже до уровня онтологических структур мироздания – это проявляется, в частности, в том, что, например, в физике не удается обнаружить более «глубокие» структуры — в пользу этого свидетельствует утверждение об отсутствии так называемых «скрытых параметров».
Сегодня нам надлежит осмыслить синтагматические закономерности «текста» Книги Мира, вновь вернуться к ее семантике и прагматике. Поскольку же новоевропейская наука возникла как новое богословие Природы, восполняющее богословие Откровения, то её результаты, подразумевающие онтологические экспликации, могут и должны интерпретироваться в широком философско-богословском – в том числе библейском – контексте.
Если удастся осмыслить обнаруживаемые наукой фундаментальные закономерности мироздания, если получится помочь им «заговорить», это позволит приблизиться к постижению замысла мира, смысла существования Вселенной и человека.
Отсюда естественным образом возникают возможные направления исследований:
История науки:
- Пространство и свет (Гроссетест, Р. Бэкон).
- Сны Декарта: начало новоевропейской науки.
- Век просве(т)щения.
- Ньютоновская теория цветов и теория цветов Гёте.
- Фарадей и уравнения Максвелла.
- Квантовая механика: Планк, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг.
- Теория относительности.
- Проблема сознание-тело (Юнг и Паули, Вигнер).
Библеистика:
- Свет и огонь в Библии.
- Сотворение света в Шестодневе.
- Библейская онтология творения.
- Видение пророка Иезекииля и архетип самости.
- Свет в иудейской традиции толкования Библии.
- Свет в святоотеческой традиции толкования Библии.
- Конец света; Горний Иерусалим.
Философия:
- Онтология числа в пифагорейской традиции.
- Единое Парменида.
- Платон — пифагореец.
- Теория синавгии.
- Свет в неоплатонизме.
- Христианская метафизика света; свет как посредник между видимым и невидимым.
Культурология:
- Лингвистические, психологические и биологические аспекты концепта света.
- Образ первосвета, ознаменовавшего Начало мира – от индоевропейских Ушас и Эос (утренних зорь) до света Книги Бытия.
- Иудейская мистика света.
- Православная мистика света и обратная перспектива иконы.
- Католическая мистика света, готическая архитектура и витраж.
- Мусульманская мистика света.
- Революция в физике и художественный авангард.
- Русская художественная культура: от иконы до авангарда.
- Духовные и художественные аспекты светотени.
- «Свет в конце туннеля» в опыте посмертного существования и призрачный свет призраков инфернального мира.
- SciArt.
Физика:
- Свет — «самое темное пятно в физике».
- Теория относительности: пространство-время как структура световых отношений.
- Квантовые измерения и квантовые вычисления.
- Различные интерпретации квантовой механики.
- Современные подходы к проблеме сознание-тело.