Художественное осмысление достижений фундаментальной науки

Целью настоящего проекта является попытка помочь «заговорить» на художественном языке обнаруживаемым наукой фундаментальным закономерностям мироздания, привить им дар прорицания. Если это удастся, то научная теория, сформулированная на формальном языке математики и до сих пор бывшая «орудием воздействия» на внешний мир, будучи проинтерпретированной в художественных категориях сможет стать тем, чем мир — а значит, в определенном смысле, сам Творец — отвечает нам, воздействуя на наш внутренний мир.

Огромная сила науки обусловлена тем, что она дарует человеку теоретическое видение мира, а значит, в определенном смысле, позволяет увидеть мироздание «глазами Творца»: изначально само слово θεω-ρία – теория – прочитывалось как Бого-вúдение, а новоевропейская наука возникла как бого-словие – θεο-λογία – Книги Природы. И характерно, что Эйнштейн, сегодня воспринимающийся как ярчайший выразитель духа науки, говорил: «Я хочу знать, как Бог создавал мир. Меня не интересует здесь тот или иной феномен, спектр того или иного элемента. Я хочу постичь Его мысли, все остальное – детали».

Теоретизирующий взгляд на мир подразумевает описание не объектов, существующих в мире, но самих законов, характеризующих возможность и принципы существования подчиняющихся им элементов. С точки зрения теоретизирующего подхода именно закон первичен и обладает онтологической реальностью, все же конкретные факты суть лишь частные проявления общего закона. Такой подход позволяет исследовать фундаментальные основания бытия. Примечательно, что латинское слово fundus – фундамент, основание, – восходит к индоевропейскому корню *budh- (*bheudh-) – бездна и родственно древнегреческому πυθμήν – дно, порождение; с ним связан и Πύθων – мифологический чудовищный змей, рожденный в начале землей-Геей. Γαι̃α – одна из четырех первопотенций, наряду с «разверстым космическим зевом» – Χάος’ом, являющимся залогом непрестанного становления, «нижним небом» – Τάρταρ’ом, где залегают корни земли и неба, все концы и начала, и всевластной мировой силой – Έρως’ом, владеющим ключами эфира, неба, моря, земли, аида и тартара. От союза Геи с Тартаром и рождается Пифон, охранявший древнее прорицалище Геи в Дельфах. Аполлон убивает Пифона и основывает в Дельфах свое святилище, где обитает дар прорицания – Πυθών.

Библейское Откровение породило богатейшую культуру. Наука, возникшая как богословие Книги Природы, восполняющее библейское Откровение, также способна к порождению новых культурных смыслов. Как писал одино из крупнейших физиков ХХ столетия лауреат Нобелевской премии Вольфганг Паули, «не так уж маловажно то, что думают физики, ведь именно узость < …> идеала объективного мира, существующего в пространстве и времени по закону причинности < …> вызвала конфликт с духовными формами различных религий. И если само естествознание ломает эти узкие рамки – как оно это сделало в теории относительности и в еще большей мере способно сделать в квантовой теории < …> , – то соотношение между естествознанием и тем содержанием, которое хотят охватить своими духовными формами религии, начинает выглядеть опять-таки иначе. < …> В будущем < …> наука < …> будет не только терпимее к различным формам религии, но сможет, пожалуй, полнее рассматривая целое, обогатить и мир ценностей». Художественная интерпретация фундаментальных закономерностей мироздания, обнаруженных в результате изучения Книги Природы как текста, дополнительного по отношению к Библии, в контексте библейской традиции, лежащей в основании трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама, будет содействовать обогащению культурного поля, расширению сферы единого общечеловеческого пространства и углублению нашего понимания Творца.

Планируемые мероприятия:
  • Исследование художественного осмысления открытий естественных наук в искусстве ХХ столетия.
  • Проведение арт-семинаров с целью поиска художественных интерпретаций обнаруживаемых наукой фундаментальной закономерностей мироздания.
  • Разработка визуального и звукового обеспечения лекционных курсов «Концепции современного естествознания» и «История и философия науки».