Семинар «Существование и бытийствование»

в Научно-богословском центре междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета состоялся семинар «Существование и бытийствование».

Докладчики: Докладчики: директор Российского центра исследований Туринской плащаницы Александр Васильевич Беляков и директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета протоиерей Кирилл Копейкин.

Когда человек размышляет о бытии, у него есть два принципиально разных способа мыслить или представлять себе это бытие. Первый способ основан на восприятии внешней действительности, а второй основан на восприятии своей внутренней жизни.

Структура субъективного психологического знания о внешней действительности была принята за структуру бытия. Все существующее ― планеты, атомы, духовные сущности ― все мыслится как некие субстанции, обладающие определенными качествами. Однако то единственное бытие, которое мы действительно знаем, ― наше собственное, ― не похоже на это «внешнее» представление. Поэтому можно предположить, что и всё остальное бытие тоже не таково, каким выглядит извне. Естественно допустить существование некоего «внутреннего измерения бытия», наличие которого может быть замечено лишь «изнутри» самого бытия.

Взгляд на бытие «изнутри» открывается нам, с одной стороны, при погружении в самих себя, при исследовании глубин собственного я. С другой стороны, как утверждает библейское Откровение, Писание являет точку зрения Творца на Своё творение, — это и есть настоящий взгляд «изнутри» Бытия. Два глубочайших и таинственнейших места Ветхого Завета, издревле почитавшихся чрезвычайно значимыми для постижения бытия и при этом исключительно сложными для понимания, — это Шестоднев, повествование о творении мира словом Божиим, и видение пророка Иезекииля, кульминационный момент Ветхого Завета и отправной пункт иудейского мистицизма и каббалы.

Опираясь, с одной стороны, на интроспекцию, с другой — на библейское Откровение, можно предположить, что бытие ― это сокровенный, замкнутый, онтологический, относительно самостоятельный процесс. «Сокровенный» в том смысле слова, что этот процесс осуществляется внутри субъекта и не виден извне; «замкнутый» поскольку он осуществляется сам в себе без обращения к внешней среде; «онтологический» ибо бытие таково и есть; «относительно самостоятельный» в том смысле, что Бог, сотворивший мир, создал его таким, что каждый его элемент обладает известной свободой и относительно независим от своего Творца.

Будем называть этот процесс бытийствованием, чтобы подчеркнуть «процессуальность» бытия и противопоставить его существованию, представление о котором возникает, когда мы смотрим на процесс бытийствования со стороны. Закономерности этого процесса бытийствования, его структура может быть узрена в Шестодневе и в видении пророка Иезекииля (примечательно, что символ колесницы херувимов из видения Иезекииля был положен Юнгом в основу описания структуры и динамики человеческой самости).