Прошел круглый стол «Теологическое образование в классическом университете»

20 июня 2012 года в Научно-богословском центре междисциплинарных исследований факультета искусств СПбГУ прошел «круглый стол» «Теологическое образование в классическом университете».

29 марта 2012 года Ученым советом Факультета искусств было принято решение ходатайствовать о рассмотрении в установленном в университете порядке вопроса об открытии в СПбГУ основной образовательной программы по направлению 033400 «Теология», о создании в СПбГУ Теологического факультета, где изучение разных религий происходило бы в общем пространстве культуры в духе взаимного уважения и терпимости, и о проведении круглого стола «Теологическое образование в классическом университете».

Участники «круглого стола» были согласны с тем, что открытие образовательной программы по теологии и создание в перспективе теологического факультета органично вписывается в структуру классического университета. Это чрезвычайно актуально сегодня в связи с тем, что ныне, наряду с небывалым расцветом рационального научного знания, наблюдается практически повсеместный рост религиозности. По мнению ряда социологов и религиоведов, на смену секулярному обществу, вытеснившему все духовное в сферу субъективного мира индивидуума, начинает приходить общество постсекулярное, происходит возвращение религии в общественную и политическую жизнь. «Две противоположных тенденции характеризуют духовную ситуацию нашего времени – распространение натуралистических картин мира и растущее политическое влияние религиозных ортодоксий», – так характеризует современное состояние мира известный немецкий философ Юрген Хабермас. После событий 11 сентября 2001 года он выступил с предложением отказаться от политики секуляризации и конфронтации между религиозным и секуляризованным сознанием и перейти к их партнерству и диалогу. В 2004 году в Мюнхене состоялась личная встреча и беседа Хабермаса с главой Римско-католической Церкви Папой Бенедиктом XVI (Йозефом Ратцингером). Вскоре развернулась широкая дискуссия, в ходе которой постсекуляризм начал быстро превращаться в научную концепцию – концепцию новой стратегии политического и культурного развития.

Глубокое и всестороннее изучение различных религиозных традиций не может ограничиваться только их отстраненным описанием, но должно учитывать и позицию «включенного наблюдателя» – позицию теологическую. Это становится чрезвычайно актуальным в связи с тем, что именно духовно-нравственные ценности и культура, уходящая своими корнями в религиозный культ, являются основой консолидации любого общества, в том числе – российского.

Актуальность изучения и преподавания теологии обусловлена также тем, что объективные методы исследования, принятые на вооружение естественными науками, не позволяют включить в научную картину мира личность. Научная картина мира нуждается в углублении, которое позволило бы добавить живое, личностное, экзистенциальное измерение бытия. Понятие личности в научную картину мира может прийти так же, как оно пришло в культуру – из теологии. Главная особенность так называемых «авраамических религий» – иудаизма, христианства и ислама, уходящих корнями в библейское Откровение, – заключается как раз в том, что, вступая в отношения с Богом как с Личностью, человек осуществляет себя как личность в абсолютном смысле этого слова. Поэтому построение целостной картины мира, включающей, в том числе, и человеческую личность, невозможно без учета знания богословского, представляющего собою вопрошание о человеческой сущности, не сводимой к биологическому или социальному существованию и являющегося неотъемлемым элементом знания гуманитарного.

Разумеется, поставленные задачи чрезвычайно сложны. Участниками круглого стола отмечалось, что будет сложно найти преподавателей, способных совмещать объективную точку зрения на исследуемый предмет с позицией «включенного наблюдателя». Высказывалось предложение создать для начала межфакультетскую магистерскую программу, на которую могли бы поступать выпускники бакалавриата различных факультетов. С другой стороны, теологическое образование подразумевает необходимость работы с тестами на языке оригинала, чего сложно добиться без хорошей языковой подготовки во время обучения по программе бакалавриата. Проблем много, но несомненно, что их разрешение будет способствовать повышению образовательного и научного статуса и возрастанию духовной роли Санкт-Петербургского государственного университета.