Анонс: Конференция «Наука и религия в глоба­лизи­рую­щем­ся мире»

23–24 мая 2011 года Научно-богословский центр проводит научную конференцию «Наука и религия в глобализирующемся мире». Мероприятия конференции пройдут по адресу: Санкт-Петербург, 9-я Линия В.О., д. 2/11, ауд. 12. Начало в 11.00.

Сегодня, в условиях стремительного развития инновационных экономик, основанных на знаниях, неудержимо нарастают темпы глобализации. Наряду с этим усиливаются и противоположные тенденции – различные социальные и религиозные группы стремятся сохранить свою индивидуальность, отстоять право на «инаковость». На смену секулярному обществу приходит постсекулярная эпоха, характеризующаяся возвращением религии в общественную и политическую жизнь, бурным ростом новых внеконфессиональных и нерелевантных форм религиозной жизни.

Одной из важнейших составляющих глобализации является наука. Именно наука (прежде всего – фундаментальная наука и созданные на её основе технологии) становится основным инструментом познания и преобразования мира. Огромная сила науки обусловлена тем, что она дарует человеку теоретическое видение мира, а значит, в определенном смысле, позволяет увидеть мироздание «глазами Творца»: собственно изначально само слово θεω-ρία – теория – означало Бого-вúдение, а новоевропейская наука возникла как богословие – θεολογία – Книги Природы. И не случайно Эйнштейн, сегодня воспринимающийся как ярчайший выразитель духа современной науки, говорил: «Я хочу знать, как Бог создавал мир. Меня не интересует здесь тот или иной феномен, спектр того или иного элемента. Я хочу постичь Его мысли, всё остальное – детали».

Ставящая такую задачу объективная теоретизирующая наука неизбежно входит в соприкосновение с богословием, утверждающим, что ему ведом взгляд Творца, данный в Его Откровении. Это соприкосновение порой превращается в конфликт, – конфликт интерпретаций, – тогда, когда традиционные богословские положения приходят в столкновение с данными современного естествознания. Конфликт обостряется в связи с тем, что, в отличие от множества религиозных традиций, с одинаковой убеждённостью претендующих на богооткровенность и обладание абсолютной истиной, наука едина; в первую очередь это относится к естественным наукам и математике. Фактически наука, имеется в виду естественно-научное знание, превратилась в новый сакральный институт современной цивилизации, объединяющий её воедино. Конфликт возникает и в связи с тем, что, становясь на «точку зрения Бога», человек обретает способность не только постигать фундаментальные начала бытия и законы мироздания, но и преобразовывать этот мир, а значит, в определенном смысле, может присваивать себе функции если не Творца, то, по крайней мере, демиурга. В связи с этим возникают этические проблемы: любые ли исследования допустимы, есть ли пределы технократическому переустройству мира? Самый же главный вопрос — полна ли та научная картина мира, исходя из которой человечество сегодня определяет стратегию своего развития?

Колоссальные возможности, раскрывающиеся перед человеком благодаря использованию передовых технологий, должны уравновешиваться ответственным отношением к возможным последствиям их применения. По мнению экспертов, особое значение в наступившем веке приобретает гуманитарная составляющая: ценности и принципы, мораль и мотивации, установки и системы запретов. Богословие же составляет внутри гуманитарных наук элемент гуманитарного в собственном смысле слова, — вопрошание о человеческой сущности, не сводимой биологическому или социальному существованию, но придающей каждой личности абсолютную значимость. Учет гуманитарной, духовной компоненты объективного технологического знания может придать науке ценностное, этическое измерение.

В связи со всем вышесказанным представляется целесообразным обсудить на конференции следующие вопросы

  • Как наука видит место религии в современном мире?
  • Как религия осмысляет и оценивает достижения современной науки?
  • Полна ли современная научная картина мира, определяющая стратегию глобализации?
Скачать