Проблема динамики бытия в художественном творчестве ХХ столетия

15 февраля в Научно-богословском центре междисциплинарных исследований состоялся семинар «Казимир Малевич и новая музыка». Семинар вели художественный руководитель Центра современной музыки, секретарь ученого совета факультета искусств СПбГУ Светлана Витальевна Лаврова и профессор кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета СПбГУ Марина Николаевна Цветаева.

  1. Импрессионизм у Малевича и искривленное звуковое пространство у импрессионистов и в новой музыке.

    Дебюсси: романтизм и тектоника. Текучесть линий как свободная последовательность взаимно изменяющихся и взаимно упорядоченных единств. Тектоничекий принцип импрессионизма, нивелировавший классическую функциональность в пользу непрерывного течения открытой формы. Спиралевидная направленность представляет мир не как целостность, а как суммирование деталей.

    Решающие факторы для импрессионистской музыкальной формы:

    • звук и пространство
    • движение и время
    • Централизация спиралевидного движения вокруг оси.
    • Устремленность к типу Klangmusic – «звуковой музыки».
  2. Супрематизм Малевича и самоценность колорита «красочности в новой музыке».

    Комбинации разноцветных плоскостей и простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника) у Малевича и фактурные типы новой музыки: «точка» «полоса», «звуковое облако» в сонористике Д.Лигети.

  3. Кубофутуризм Малевича — Аллогизм и парадоксальность новой музыки: творчество Джона Кейджа. Высвобождение посознания.

    Алогизм кубофутуристических работ специфически русской характерной чертой, отличавшей их от западных кубистов и футуристов. Поясняя смысл своей экспериментальной предельно алогичной картины «Корова и скрипка» (1913, ГРМ), Малевич писал: «Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма». Алогичные работы кубофутуристов фактически разрабатывали эстетику абсурда, которая позже в Западной Европе составила основу таких направлений, как дадаизм и сюрреализм.

  4. Минимализм в русском искусстве ХХ в. и американский минимализм: простота паттернов и идея «фазового сдвига» как основной технический прием.
  5. «Черный квадрат» и пространство тишины в новой музыке: Дж.Кейдж 4;33 и новые идеи музыкального материала.