Семинар «Онтология света: этимология и библейский контекст»

в Научно-богословском центре междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета состоялся семинар «Онтология света: этимология и библейский контекст».

Докладчики: кандидат филологических наук, доцент Светлана Юрьевна Крицкая и директор Российского центра исследований Туринской плащаницы Александр Васильевич Беляков.

Изучение Книги Мира началось с исследования свойств света. Согласно библейскому повествованию свет был сотворен Богом в первый день, что указывает на его фундаментальное место в иерархии бытия. Примечательно, что по-славянски светъ — не только свет, но и земля, вселенная. Свет – не только фундаментальная «субстанция» мироздания, свет — это та риза, в которую облекается Господь (Пс 103:2), символ Света истинного (Ин 1:9) — и потому мистика света играет столь значимую роль в авраамических религиях.

Когда в эпоху средневековья под влиянием знакомства с трудами античных авторов выяснилось, что отражение и преломление света подчиняется непреложным математическим законам, из этого факта был сделан богословский вывод о том, что именно через математическое «рассматривание творений» открывается «невидимое Божие, вечная сила Его и Божество» (Рим 1:20). Кроме того, поскольку свет есть то, посредством чего тело обнаруживается именно как тело (все получаемые нами от внешнего мира чувственные впечатления —осязательные, обонятельные, слуховые, вкусовые и, разумеется, зрительные — имеют электромагнитную, – т. е. световую, — природу); можно сказать, что свет представляет собою универсальную форму телесности.

Это позволило впоследствии В. Гейзенбергу заметить, что «в естествознании Нового времени живет христианская модификация платонической “мистики света”, которая отыскивает в первообразах единую основу духа и материи и предоставляет место для разнообразных степеней и видов понимания вплоть до познания истины спасения». Впоследствии эта тенденция обретёт свое наиболее полное воплощение в квантовой теории поля (претендующей сегодня на роль «Единой Теории Всего») цель которой заключается в том, чтобы поместить элементарные частицы в те же рамки, что и фотоны, т. е. оформить их как кванты соответствующих полей.

Поскольку новоевропейская наука возникла как новое богословие Природы, восполняющее богословие Откровения, то её результаты, подразумевающие онтологические экспликации, могут и должны интерпретироваться в широком философско-богословском — в том числе библейском — контексте. Осмысление синтагматических закономерностей «текста» Книги Природы, исследование ее семантики и прагматики естественно начать с изучения семантики света.