Семинар «Меркáба. Принципы толко­вания священного писания»

в Научно-богословском центре междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета состоялся семинар «Меркáба. Принципы толкования священного писания».

Докладчики: директор Российского центра исследований Туринской плащаницы Александр Васильевич Беляков и директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета протоиерей Кирилл Копейкин.

МЕРКАБА

Меркáба — «колесница» — название первой главы Книги пророка Иезекииля, где он описывает удивительное видéние присутствия Божия. Откровение, данное Богом Иезекиилю, считалось чрезвычайно знáчимым текстом Священного писания. Когда в конце II века встал вопрос о составе евангельского канона, св. Ириней Лионский, мотивируя необходимость ограничить число приемлемых Церковью евангелий четверицей от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, ссылается именно на видение пророка Иезекииля.

К откровению, данному Богом пророку Иезекиилю, восходит и каббалистическая мистика Меркáбы, хранящая отблеск древнейшей пророческой традиции. Иконографический образ Спаса в Силах, где Господь Вседержитель изображается на престоле в окружени четырёх херувимов, также восходит к откровению, данному пророку Иезекиилю. Это откровение оказало влияние и на литургическую традицию: на Царских вратах, чрез которые на Литургии при пении Херувимской совершается Великий вход, изображаются четыре евангелиста с четырьмя осеняющими их херувимами.

В ХХ столетии видение пророка Иезекииля было положено Карлом Густавом Юнгом в основу описания структуры и динамики человеческой души. По убеждению Юнга, явленный в видении Иезекииля кватернион 3+1, структура которого соответствует психологической схеме функций — мышление/чувствование и ощущение/интуиция – выступает организующей схемой психических процессов; он является архетипическим условием для любого восприятия как внешнего мира, так и внутреннего мира человеческой души.

ПРИНЦИПЫ ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Чтобы уяснить глубинный смысл Библии следует интерпретировать используемые там выражения исходя из того широкого богословского контекста, в котором они употребляются, — из контекста всего Священного Писания. Весь библейский текст представляет собою целый universum symbolicum, он пронизан множеством глубинных связей: каждое слово связано с другими словами, находящимися в различных местах Писания, так что ни единого из них нельзя изъять, не исказив при этом общего смысла. Именно поэтому через участное внимание к тексту можно понять, точнее, — пережить — смысл слова, основываясь на контексте его употребления.