Семинар «Богословские корни и перспективы науки»

в Научно-богословском центре междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета состоялся семинар «Богословские корни и перспективы науки».

Докладчик: директор Российского центра исследований Туринской плащаницы Александр Васильевич Беляков.

Новоевропейская наука возникла как своего рода «новое богословие», — богословие Книги Природы —противостоящее традиционному богословию — богословию Откровения. Если прежде богословие основывалось на авторитете отцов и приверженности преданию, то новая наука обратила свой взор к Книге Мира, к тому авторитетнейшему Тексту, который, как верилось на заре науки, создан Самим Творцом.

Создатели новоевропейской науки верили в то, что постигая закономерности мироздания человек сможет приобщиться мудрости, способной позволить ему достичь почти божественного могущества.

Приобретённая человеком при помощи науки власть над природой далась ему дорогой ценой — ценой утраты понимания, понимания как самого себя, так и того мира, который наука объясняет. Созидаемая наукой «картина мира» превратилась в царство естественных законов, в котором отсутствует место не только для Бога, но и для человеческой души. Естественные науки оказываются открытыми для смыслового наполнения обнаруживаемых ими форм неким содержанием, которое не может быть получено объективными методами познания. И одна из актуальнейших проблем современного естествознания — проблема интерпретации обнаруживаемых объект(ив)ной наукой фундаментальных закономерностей.

Задача интерпретации естественнонаучной теории есть, по существу, задача герменевтическая. В теоретической физике мы имеем строгие «тексты», написанные на вполне развитом математическом языке, которые должны стать «понятными». Правда, в отличие от традиционной филологической герменевтики, предполагающей, что текст написан человеком, здесь возникает проблема авторства. И проблема эта может решаться в двух направлениях.

Прежде всего, логично попытаться увидеть в математических закономерностях отражение процессов, происходящих в человеческой душе, в человеческом сознании. Это — взгляд «со стороны человека». С другой стороны, поскольку новоевропейская наука возникла как новое — естественное — богословие, богословие Книги Природы, то её результаты должны интерпретироваться именно в богословском же контексте. Поэтому, возвращаясь к тому исходному для новоевропейской науки тезису, что мир есть Книга Творца (буквально, как сказано в Символе веры – Поэта мироздания), можно попробовать обратиться к библейскому Откровению, в частности, Откровению о сотворении мира (выбор именно библейского Откровения обусловлен тем, что современная наука возникла в европейском христианском контексте).