Александр Беляков. Богословие первого псалма или сокровенное учение об умной молитве

Александр Васильевич Беляков
директор Российского центра исследований Туринской плащаницы

Работа ставит своей задачей раскрыть содержание и смысл первого псалма и показать, что Священное Писание содержит в себе развитое и систематическое богословие со своим языком и со своей единой традицией. В результате исследования выяснилось, что Псалмопевец в первом псалме учит молитве и предлагает практику усвоения заповедей Божиих.

Воссоздание богословия Псалмопевца стало возможным благодаря прочтению псалма не на языке образного символизма, а на дополнительном к нему языке динамического символизма, характерного для древнееврейского языка. Предложенный метод чтения псалма соответствует тому способу вникания в закон Господа, которому учит сам псалом – относиться к слову как к орудию, направляющему жизнь души. При этом закон Божий для человека становится своеобразным камертоном, по которому, как струны в псалтири, настраиваются все силы его души. Глубину воздействия слова на душу Псалмопевец характеризует тремя уровнями. Во-первых, соглашение со словом и принятие его сердцем. Во-вторых, усвоение принятого слова в душе, благодаря чему возникают новые черты характера. В-третьих, укоренение в новом образе жизни отождествляется с обретением человеком новой природы.

Если слово, принимаемое человеком, является законом Господа, то и его жизнь преображается в согласии с жизнью Божественной, а приближение к ней переживается как блаженство. Но если принимаемое слово будет советом неправедных, то жизнь такого человека расстраивается и пропадает.

В Подходе подчеркивается особая роль первого псалма, служащего введением не только в книгу Псалтирь, но и в саму молитвенную практику и, таким образом, излагающего суть молитвенного делания.

Для раскрытия учения Псалмопевца о молитве в Анализе исследуется текст псалма на языке оригинала, в котором важную роль играют глаголы, а содержание употребляемых имен наполняется смыслом тех глаголов, от которых эти имена произошли (динамический символизм).

Именно на этом пути оказывается возможным в Синтезе воссоздать учение об умном и молитвенном усвоении закона Божия, направляющего внутренние движения человеческой души.
На основании выявленного богословия Псалмопевца, в Выходе сделана попытка обратиться к другим текстам Св. Писания. Такой подход позволил обнаружить важную тему Св. Писания, а именно богословие о живой силе и преображающей способности слова Божия, тему, которая дала почувствовать живое единство всего Св. Писания от предвосхищений в Ветхом Завете до исполнения их в Новом.

В Приложении анализируется греческий текст псалма из Септуагинты и показывается, что греческий перевод является почти буквальным переводом с еврейского. Однако в греческом тексте выражено совершенно иное богословие. Это свидетельствует о корректности проделанного анализа позволившего в двух внешне близких текстах обнаружить различное содержание.

Доказательство существования богословия Св. Писания со своим особым языком открывает уникальные перспективы для дальнейших работ по его изучению и усвоению.

Скачать

[reference]Беляков А. В. Первый псалом // Выбор. Литературно-философский журнал русской христианской культуры. 1992, № 1 (9). С. 82–108.[/reference]