Анонс: Круглый стол «Теологическое образование в классическом университете»

20 июня 2012 года в Научно-богословском центре междисциплинарных исследований факультета искусств СПбГУ пройдет «круглый стол» «Теологическое образование в классическом университете» по адресу: Санкт-Петербург, 9-я Линия В.О., д. 2/11, ауд. 120. Начало в 11.00.

Сегодня университеты играют все возрастающую роль в жизни общества, именно они становятся центрами развития инновационных экономик, основанных на знаниях. Университеты не просто готовят студентов к сложным видам деятельности, они способствуют формированию принципов и идеалов, морали и мотиваций, установок и систем запретов, подготавливают к восприятию новых идей и ценностей.

Санкт-Петербургский государственный университет традиционно причисляет себя к числу классических; он входит в Российскую ассоциацию классических университетов. Фундаментальные принципы классического университета – это академическая свобода и единство исследований и преподавания. Кроме того, условием принадлежности к числу классических университетов является осуществление вузом воспитательной и культурно-просветительской работы в самом университете и в регионе.

Органичной частью европейского университета, возникшего в эпоху средневековья, был теологический факультет. В образовательной системе, сложившейся в классическом университете, философия стала решать ту задачу, которую когда-то решало богословие в университете средневековом – задачу выстраивания архитектоники всего универсума человеческого знания. Собственно, главная идея, лежащая в основании Университета – идея универсальности знания – не знания, раздробленного на множество частностей, не механического объединения наук на некой общей основе, но знания, способного с единой точки зрения охватить все целое, весь Universum. При этом в секуляризованной протестантской культуре само образование выполняло квазирелигиозную функцию: оно рассматривалось как процесс самоосвобождения человека от естественной предвзятости.

В России система высшего образования, начавшая складываться в эпоху петровских реформ, возникла именно как система секулярного образования; образование богословское осуществлялось в религиозных учебных заведениях. Характерно, что хотя в «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» от 1724 года, где говорилось о создании академического университета, «θеологический» факультет упомянут первым, в дальнейшем места для него в старейшем российском университете не нашлось. После возрождения Университета в 1819 году была создана общефакультетская кафедра богословия, которую возглавил основоположник русской гебраистики, один из переводчиков Библии на русский язык протоиерей Герасим Павский, впоследствии удостоенный звания академика Императорской Академии Наук за фундаментальный труд «Филологические наблюдения над составом русского языка». Эта кафедра существовала в Университете вплоть до революции 1917 года, причем многие профессора кафедры преподавали и в Санкт-Петербургской духовной академии.

Торжество объективной науки в XIX – XX веках привело к тому, что какая-либо ценностная оценка знания стала восприниматься как ненаучная. В результате возник тот смысловой и ориентационный вакуум, который в научно-ориентированной культуре порой заполнялся идеологией – фашистской в Германии и коммунистической в России. Это еще более усилило опасения возможной «идеологизациии» науки и научного знания.

Сегодня, наряду с небывалым расцветом рационального научного знания, наблюдается практически повсеместный рост религиозности. По мнению ряда социологов и религиоведов, на смену секулярному обществу, вытеснившему все духовное в сферу субъективного мира индивидуума, начинает приходить общество постсекулярное, происходит возвращение религии в общественную и политическую жизнь. При этом на фоне глобализации и интеграции мирового сообщества, объединяющего различные культурные и религиозные традиции в едином экономическом, информационном и образовательном пространстве, усиливается и противоположная тенденция – стремление к изоляционизму: различные социальные и религиозные группы пытаются сохранить свою индивидуальность, отстоять право на «инаковость», причем зачастую это приводит к конфликтам, разворачивающимся под религиозными лозунгами. Поэтому сегодня одной из важнейших задач является формирование единой системы ценностей при сохранении множественности культур – ценностей, способных придать смысл секулярной идее прогресса в контексте религиозной идеи спасения, и органично соединить внутреннее делание с «внешнем» развитием.

Одна из принципиальнейших проблем, стоящих перед современной наукой, являющейся главным движителем прогресса, заключается в том, что объективные методы исследования, принятые на вооружение естественными науками, не позволяют включить в научную картину мира личность – не только Бога, но даже человека. Более того, объективация выводит за пределы научной картины мира не только личность, сознание, но и вообще все психическое. Наконец, наука принципиально отказывается от постановки самого главного вопроса – вопроса о смысле и цели существования мира и человека; разумеется, это обусловлено, в первую очередь, методологическими причинами – ведь объективная наука исследует прежде всего структуры, но не смыслы. Научная картина мира нуждается в углублении, которое позволило бы добавить живое, личностное, экзистенциальное измерение бытия.

Понятие личности в научную картину мира может прийти так же, как оно пришло в культуру – из Откровения Личностного Бога. Понимание личности было заимствовано античной философией от Филона Александрийского, т. е. из Библии. Собственно, главная особенность так называемых «авраамических религий» – иудаизма, христианства и ислама, уходящих корнями в библейское Откровение, – заключается как раз в том, что, вступая в отношения с Богом как с Личностью, человек осуществляет себя как личность в абсолютном смысле этого слова. Поэтому построение целостной картины мира, включающей, в том числе, и человеческую личность, невозможно без учета знания богословского, представляющего собою вопрошание о человеческой сущности, не сводимой к биологическому или социальному существованию и являющегося неотъемлемым элементом знания гуманитарного.

Ученым советом Факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета на своем заседании 29 марта 2012 года было принято решение ходатайствовать о рассмотрении в установленном в университете порядке вопроса об открытии в СПбГУ основной образовательной программы по направлению 033400 «Теология», о создании в СПбГУ Теологического факультета, где изучение разных религий происходило бы в общем пространстве культуры в духе взаимного уважения и терпимости, и о проведении круглого стола «Теологическое образование в классическом университете».

В связи со всем вышесказанным представляется целесообразным обсудить на круглом столе следующие вопросы:

  • Как наука видит место религии в современном мире?
  • Как представители различных религиозных традиций видят место своих религий в пост-секулярном наукоцентричном обществе?
  • Может ли в современном университете существовать теологический факультет?
  • Может ли теологический факультет университета быть многоконфессиональным?
  • Каков может быть вклад религии в дело модернизации России, формирование общих ценностей и создание современной институциональной среды, способствующей технологическому развитию?
Скачать