28-30 июня 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась Международная научная конференция «Наука и вера. Исследование проблем соотнесения жизненно важных реалий»

На конференции обсуждались следующие темы:

  1. Наука и религия в России: вчера, сегодня и завтра.
  2. Введение в западную и российскую полемику между наукой и религией.
  3. Современная космология и патристика.
  4. Генетика и идентичность человека.
  5. Философия религии и философия науки.
  6. Проблемы общественной дискуссии: религия, наука, идеология.

Конференция была организована Институтом им. М. Фарадея (Кембридж, Великобритания) и Высшей религиозно-философской школой (Санкт-Петербург, Россия).

В её работе приняли участие:

[speaker]
[speaker_name]преп. Родни Холдер,[/speaker_name]
[speaker_role]священник, доктор астрофизики, колледж Христа Спасителя, Оксфордский университет, почетный профессор колледжа Святого Эдмунда, Кембриджского университета, Великобритания;[/speaker_role]

[speaker_name]Хилари Марлоу,[/speaker_name]
[speaker_role]доктор богословия, богословский факультет Кембриджского университета; Директор программ Института науки и религии им. М. Фарадея, колледж Святого Эдмунда, Кембридж, Великобритания;[/speaker_role]

[speaker_name]Кейт Фокс,[/speaker_name]
[speaker_role]декан биологического факультета и профессор биохимии Саутгемптонского университета, Председатель общества «Христиане в науке», член Королевского Химического Общества, Великобритания;[/speaker_role]

[speaker_name]Наталия Печерская,[/speaker_name]
[speaker_role]Ректор Института «Высшая религиозно-философская школа» в Санкт-Петербурге, главный координатор Образовательного центра «Религия и наука» Института ВРФШ;[/speaker_role]

[speaker_name]Алексей Нестерук,[/speaker_name]
[speaker_role]доктор физико-математических наук, кандидат богословия, профессор Портсмутского университета, научный сотрудник Института православных исследований в Кембридже, Великобритания;[/speaker_role]

[speaker_name]Аргирис Николаидис,[/speaker_name]
[speaker_role]директор, Отделение ядерной физики и физики элементарных частиц, Университет в Фессалониках им. Аристотеля, Греция;[/speaker_role]

[speaker_name]Владимир Катасонов,[/speaker_name]
[speaker_role]доктор философских наук, доктор богословия, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой «Философии», профессор Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета;[/speaker_role]

[speaker_name]Андрей Павленко,[/speaker_name]
[speaker_role]доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, руководитель проекта «Онтология науки», профессор кафедры философской антропологии, Московский Государственный Университет им. Ломоносова, Москва[/speaker_role]

[speaker_name]прот. Кирилл Копейкин,[/speaker_name]
[speaker_role]секретарь Ученого совета СПбДА, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ[/speaker_role]
и другие.[/speaker]

Открытие конференции состоялось в Свято-Духовском просветительском центре Александро-Невской лавры. Ректор института «Высшая религиозно-философская школа» Наталья Печерская в своем приветственном слове отметила, что «диалог науки и религии, новый для России, но бурно развивающийся, по мнению организаторов конференции, должен ставить своей целью создание «общего пространства» для консолидированных усилий ученых, богословов и философов в поисках такого языка и таких постановок проблем, которые позволили бы преодолеть эпистемологические особенности отдельных областей исследования и давали бы ответы на наиболее глубинные вопросы человеческого существования. Успех этого предприятия во многом зависит от того, какие этот диалог имеет основания, в какой форме он ведется, какие принципы приняты в нем в качестве определяющих».

Доктор астрофизики Кембриджского университета, почетный профессор колледжа св. Эдмунда Родни Холдер, который также является англиканским священником, рассказал о международных организациях, занимающихся проблематикой диалога между наукой и богословием, а также дал панорамное представление о том, как этот диалог осуществляется в западных университетах сегодня.

Доктор богословия Кембриджского университета, директор программ института науки и религии им. М. Фарадея колледжа святого Эдмунда Хилари Марлоу в своей лекции рассказала о ключевых аспектах истории взаимоотношений между наукой и религией в Западной Европе, начиная со средних веков и до дискуссий о креационизме в США во второй половине XX – первой половине XXI века.

Секретарь ученого совета СПбДА, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ протоиерей Кирилл Копейкин в докладе «Наука и богословие: современный российский контекст» рассказал о проблемных моментах взаимоотношения науки и богословия в постсоветском пространстве. В России отношения между наукой и богословием изначально складывались непросто. Европейская наука здесь традиционно воспринималась как нечто чуждое русскому «православному духу». Богословие в России никогда не было академической дисциплиной (а значит, не относилось к разряду «наук»), но лишь предметом профессионального обучения в специальных духовных учебных заведениях. Сегодня вопрос о соотношении науки (прежде всего – наук естественных) и богословия в России является одним из самых животрепещущих. Научная картина мира нуждается в расширении и углублении, которое позволило бы добавить живое, личностное, экзистенциальное, «внутреннее» измерение бытия – измерение, имеющее онтологический статус. Построение системы целостного знания невозможно без учета знания богословского, представляющего собою вопрошание о человеческой сущности, не сводимой к биологическому или социальному существованию и являющегося неотъемлемым элементом знания гуманитарного.

Профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой философии, профессор Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета Владимир Катасонов выступил с докладом «Актуальная бесконечность как проблема науки, философии и богословия». В своем докладе он отметил, что понятие актуальной бесконечности становится одной из центральных проблем познания уже в античной философии и науке. Начиная со II – III века эту проблему обсуждают в христианском богословии. Именно легитимация актуальной бесконечности в богословии средневековья помогает преодолению античных запретов и ее положительному использованию в науке Нового времени. Вся история научного освоения понятия актуальной бесконечности показывает его тесную связь с историей богословия. Не только чисто генетически именно с пришествием христианства входит концепция бесконечного в сферу ключевых вопросов европейской мысли, наряду с такими концепциями, как свобода, творение, вечность, бессмертие, ничто, но как показывает вся трагическая «научная Одиссея» создателя теории множеств Георга Кантора, всякое углубление научного обсуждения концепции актуальной бесконечности с неизбежностью поднимает и фундаментальные философско-богословские вопросы.

Декан биологического факультета и профессор биохимии Саутгемптонского университета, Председатель общества «Христиане в науке», член Королевского Химического Общества Великобритании профессор Кейт Фокс в докладе «Творение и эволюция» представил понимание взаимоотношения эволюционной биологии и христианского богословия с точки зрения профессионального ученого и христианина. Эволюция лучшим научным объяснением разнообразия жизни на Земле, однако и можно ли считать веру в Творца противоречащей понятию эволюции? Проф. Фокс продемонстрировал убедительные свидетельства в пользу эволюционных механизмов, а затем обратился к рассмотрению попыток опровержения эволюционной биологии сторонниками креационизма и концепции разумного замысла (intelligent design — ID). Автор в своей лекции обратил особое внимание на необходимость построения богословия эволюции, которое предполагает решение вопросов о природе Бога и действии Его в мире, о присутствии страданий в жизни людей и месте человека во вселенной.

Второй и третий день работы конференции проходили в историческом здании академии наук России и начался с доклада профессора Хилари Марлоу «Интерпретации Библии в научном мире», в котором был дан исторический обзор интерпретации таких библейских текстов о сотворении, как Бытие 1-2 главы и, в частности, то, как ученые соотносили эти тексты с научными открытиями своих дней. Уже в святоотеческой традиции существовали различные подходы к интерпретации первых глав книги Бытия и возможности совмещения их интерпретации с научным знанием того времени. Подобной стратегии зачастую следовали и ученые XVIII-XIX столетий. Автор на многочисленных примерах показывает положительные и отрицательные стороны различных подходов, которые можно классифицировать следующим образом: буквализм, консенсус, разделение, партнеры в обсуждении, и склоняется к тому, что сегодня необходимо учитывать исторический опыт и вести конструктивный диалог между богословским и научным сообществом.

Профессор Кейт Фокс выступил с докладом «Генетика и идентичность человека: научные и этические вопросы», в котором дал обзор современных дискуссий о генетическом детерминизме. Проф. Фокс подчеркивает, что человек есть нечто большее, чем просто комплекс химических элементов, запрограммированный на конкретное поведение. И если геномы описывают наше биологическое начало и могут в определенной степени ограничить наш потенциал, их все равно недостаточно для объяснения личности человека, его ценности и обязательств.
Профессор Родни Холдер в своем докладе «Бог и Большой взрыв (космологический/антропный принцип)» рассказал о развитии современной научной космологии и о дискуссиях вокруг антропного принципа, квантовой космологии, инфляционной вселенной, гипотезе мультивселенной и т.д. В заключение проф. Холдер подчеркнул, почему сегодня в свете открытий современной космологии, можно продолжать говорить о Божественном Разуме, стоящем за творением.

Доклад профессора космологии Портсмутского университета, научного сотрудника Института православных исследований в Кембридже Алексея Нестерука «Творение и Человек: преп. Максим Исповедник и современная космология» был посвящен выявлению параллелей в богословском мышлении преп. Максима Исповедника с некоторыми проблемами современной космологии, в частности, проблемой сотворения мира из ничего и перспективами его моделирования в космологии. Профессор Нестерук подчеркнул важность идей преп. Максима о логосах тварного в космологии, положении человека во вселенной и самого творения в перспективе Боговоплощения.

Доклад директора департамента ядерной физики и физики элементарных частиц Фессалоникийского университета профессора Аргириса Николаидиса «Современная наука и Св. Григорий Палама» был посвящен осмыслению наследия свт. Григория Паламы в контексте современной науки. Проф. Николаидис отметил, что существует 2 иерархических модели: (1) языческая модель, где мы встречаемся с (почти) обожествлением природы и (2) современная модель, где человеческий интеллект возносится до больших высот, а природа явно обесценивается. По мнению проф. Николаидиса современная наука (теория относительности, квантовая механика, космология) предлагает нам новую парадигму, в которой природа воплощает принципы отношений и в особенной степени логику отношений Ч.С. Пирса. Новая парадигма вступает в дискуссию со старой мудростью, Софией, и гнозисом святоотеческой традиции.

Третий день работы конференции был посвящен презентации образовательных и научных проектов участников конференции, в рамках которой состоялся продуктивный диалог по вопросам взаимоотношения науки и религии. Во второй половине дня были представлены заключительные доклады.

Ведущий научный сотрудник института философии РАН, руководитель проекта «Онтология науки», профессор кафедры философской антропологии МГУ Андрей Павленко выступил с докладом «Что может дать философия науке и религии? Показательные примеры». В доклад проф. Павленко подчеркнул, что логико-философский анализ оснований принципа Н.Коперника и антропного космологического принципа (Б. Картер) отсылают нас к «космическому принципу» Платона. Основанием их конструктивной критики может служить появление инфляционной теории Вселенной в современной квантовой космологии, допускающей в развитии Вселенной существование двух стадий: 1) раздувания и 2) эволюции. Эта же двухстадиальность обнаруживается и в развитии наблюдателя (человека). Такое подобие может быть зафиксировано в «Принципе генетического подобия» наблюдателя и Вселенной.

Строгий логический анализ понятия соборности (кафоличности) объективно приводит к такому определению этого понятия, которое оказывается тождественным современному понятию «коммуникативности». Будет показано, что обоснование общезначимости «коммуникативных высказываний» (Апель, Хабермас) содержит порочный круг. Следовательно, выводы из этих высказываний не являются демонстративными. Следовательно, с этой же трудностью могут столкнуться и выводы соборных церковных решений. Следовательно, для обретения ими универсального статуса соборности недостаточно, необходимо Откровение.

Последний пленарный доклад проф. Алексея Нестерука был посвящен актуальным проблемам современного диалога между христианством и наукой. Автор рассматривает проблему диалога между богословием и наукой с современном социально-историческом контексте, в частности, в условиях нарастающего на Западе влияния научного атеизма. Проф. Нестерук подчеркнул, что осмысленный диалог может иметь место только в условиях нарушенной симметрии между наукой и богословием, выражающейся в исходной «богословской преданности» в этом диалоге. Богословская преданность предполагает принятие следующих существенно важных позиций: 1) центральность личности в диалоге христианства и науки; 2) скрытая богословская преданность в научном познании как познание в любви; 3) богословская преданность как соборное и церковное познание; 4) богословская преданность как критика секулярного мышления; 5) трактовка диалога как раскрытие перехода от образа вселенной в «кожаных ризах» к образу вселенной в Божественном Образе.

В заключение состоялась дискуссия по предложенным в пленарных докладах темам, в рамках которой участники конференции обменялись мнениями в отношении перспектив диалога науки и религии в современной России.