Анонс: 15 декабря в 17-00 в рамках проекта «Теологический дискурс исследования сознания» Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ состоится очередной семинар «Эволюция взглядов на сознание: библейское, античное и средневековое воззрения. Антропология Нового времени»

Сегодня одним из приоритетных исследовательских направлений является изучение мозга и сознания. И хотя ежегодно в мире растет число лабораторий, анализирующих принципы работы мозга, ответа на вопрос, что такое сознание и как оно связано с функциями мозга, по-прежнему нет. В Российской Федерации в рамках Национальной технологической инициативы, представляющей собою государственную программу, направленную на поддержку развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики, запущен проект НейроНет. Основной рабочей моделью, в рамках которой описывается функционирование человеческого мозга, является компьютерная модель обработки информации; из этого же исходят и попытки создания нейроинтерфейсов. Между тем ряд авторитетных исследователей утверждают, что мозг вовсе не похож на компьютер, а потому компьютерная метафора малопродуктивна. Живучесть компьютерной модели обусловлена тем, что мы традиционно представляем мир как совокупность материальных тел. Однако в мире материальных тел, по сути, нет места психическому, поскольку психическое не является телом, объектом, оно не-материально. Напротив, оно обладает совершенно непонятно как появляющимся в «объект(ив)ном» физическом мире свойством субъективности. Налицо очевидная асимметрия между внешним физическим и внутренним психически мирами: в отличие от внешнего мира вещей, которые просто есть, существуют независимо от нас, «сами по себе», психика представляет собою непрерывный по-ток сознания, чувств, эмоций, с которым мы слиты, она есть то единственное бытие, которое мы знаем непосредственно. Кроме того, если физические тела просто есть, то сознание интенционально, оно всегда о чём-то. Именно субъективность и интенциональность психики обусловливает главные теоретические и практические трудности её описания и моделирования.

Естествознание Нового времени моделирует мир при помощи введения величин, позволяющих сопоставить элементам реального физического мира не существующие в природе математические объекты – числа. Такое сопоставление осуществляется в процессе реализации процедуры измерения – исследования отношения одного элемента физической реальности к другому. Таким образом, объективирующая наука описывает лишь проекции мира на измерительные приборы, а получающиеся в итогефизические теории оказываются теориями отношений, открытыми для содержательной интерпретации.

Новоевропейская наука, как сегодня хорошо известно, возникла в контексте представления о двух взаимодополнительных Книгах Творца – Библии и Книге Природы, между которыми нет и не может быть противоречия, поскольку они созданы одним Автором.

Обращение к смысловому теологическому контексту происхождения современной наукипозволитдать содержательную интерпретацию математически описуемого «структурного» знания о мире и человеке, наполнить объект(ив)ное знание субъект(ив)ным содержанием и создать новый «двумерный» понятийный язык, способный описать как объективность «внешнего» физического, так и субъективность и интенциональность «внутреннего» психического миров.