О центре

Научно-богословский центр
междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета

Современная наука возникла не просто как эффективный способ познания мира, но как своего рода «новое богословие», — богословие Книги Природы — восполняющее традиционное библейское богословие, богословие Откровения. Если прежде богословие основывалось на авторитете отцов и приверженности преданию, то новая наука обратила свой взор к Книге Мира, к тому авторитетнейшему Тексту, который, как верилось на заре науки, создан Самим Творцом.

Создатели новоевропейской науки верили в то, что постигая закономерности мироздания, человек сможет приобщиться мудрости, способной позволить ему достичь почти божественного могущества и преодолеть противоречия различных вероисповеданий.

Ныне наука и богословие, когда-то бывшие неотъемлемыми элементами единой культуры, а позднее принципиально разошедшиеся, вновь друг в друге нуждаются.

Прежде всего, в этом нуждается богословие. Ему необходимо усвоить все то, что было открыто новоевропейской наукой, возникшей именно как естественная теология, богословие Книги Природы.

Но в этом нуждается также и наука. Разумеется, наука, как исследовательская деятельность, может обойтись и без богословия. Но наука строит научную картину мира, порождает научное мировоззрение. И естественно возникает вопрос: полна ли эта картина, целостно ли такое мировоззрение?

Создаваемая наукой картина принципиально не полна, потому что, во-первых, остаётся непрояснённым онтологический статус «закона природы»; во-вторых, объективные методы исследования, принятые на вооружение современным естествознанием, не позволяют включить в научную картину мира личность — не только Бога, но даже человека. Более того, объективация выводит за пределы научной картины мира не только сознание, но и вообще всё психическое; даже сама жизнь ускользает из «сетей» объективного научного познания. Наконец, наука принципиально отказывается от постановки самого главного вопроса – вопроса о смысле и цели существования мира и человека; разумеется, это обусловлено, в первую очередь, методологическими причинами – ведь объективная наука исследует прежде всего структуры, но не смыслы. Несомненно, что научная картина мира нуждается в углублении, которое позволило бы добавить живое, личностное измерение бытия.

Понятие личности может прийти в научную картину мира так же, как оно пришло в культуру — из Откровения Личностного Бога. Понимание личности было заимствовано античной философией от Филона Александрийского, т. е. из Библии. Собственно, главная особенность так называемых «авраамических религий» — иудаизма, христианства и ислама, уходящих корнями в библейское Откровение, — заключается как раз в том, что, вступая в отношения с Богом как с Личностью, человек осуществляет себя как личность в абсолютном смысле этого слова. Поэтому построение целостной картины мира, включающей, в том числе, и человеческую личность, невозможно без учета знания богословского, представляющего собою вопрошание о человеческой сущности, не сводимой к биологическому или социальному существованию и являющегося неотъемлемым элементом знания гуманитарного.

Фундаментальные исследования такого рода могут успешно проводиться именно под кровом Университета, ибо главная идея, лежащая в его основании, — идея универсальности знания — не знания, раздробленного на множество частностей, не механического объединения наук на некой общей основе, но конвергентного знания, способного с единой точки зрения охватить всё целое, весь универсум — универсум естественнонаучного, гуманитарного и богословского опыта. Именно это и является главной целью исследований, проводимых в Научно-богословском центре.

Директор центра
протоиерей Кирилл Владимирович Копейкин

кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии, член Комиссии по вопросам богословия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, настоятель храмов святых апостолов Петра и Павла и святой мученицы Татьяны при Санкт-Петербургском государственном университете

НБЦ: День сегодняшний

Научно-богословский центр междисциплинарных исследований факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета (НБЦ СПбГУ) был открыт 28 октября 2009 года. Возглавил центр выпускник физического факультета СПбГУ, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в здании Двенадцати коллегий, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия протоиерей Кирилл Владимирович Копейкин.

Среди основных задач работы центра — богословское осмысление достижений современной науки возникшей как новое — естественное — богословие, богословие Книги Природы, восполняющее прежнее — сверхъ-естественное — богословие, богословие Откровения.

Новоевропейская наука от исследования прагматики и семантики мироздания — чем, собственно, занималась наука средневековая, искавшая символический смысл вещей и событий — перешла к изучению синтагматики Книги Природы: суть «объект(ив)ного» метода познания состоит в том, что изучается математическая форма отношения различных «элементов» мира. Сегодня естественные науки дошли, похоже, уже до уровня онтологических структур мироздания — это проявляется, в частности, в том, что, например, в физике не удается обнаружить более «глубокие» структуры — в пользу этого свидетельствует утверждение об отсутствии так называемых «скрытых параметров».

Сегодня нам надлежит осмыслить синтагматические закономерности «текста» Книги Мира, вновь вернуться к ее семантике и прагматике. Поскольку же новоевропейская наука возникла как новое богословие Природы, восполняющее богословие Откровения, то её результаты, подразумевающие онтологические экспликации, могут и должны интерпретироваться в широком философско-богословском — в том числе библейском — контексте.

Если удастся осмыслить обнаруживаемые наукой фундаментальные закономерности мироздания, если получится начать движение от объяснения мира к его пониманию, это позволит приблизиться к постижению замысла мира, смысла существования Вселенной и человека.

Взаимодействие науки и богословия имеет чрезвычайно значимое социально-политическое измерение: богословское осмысление достижений современной науки в контексте разных религиозных традиций даст возможность различным религиям вступить в соприкосновение не через конфликт зачастую диаметрально противоположных богословских воззрений, а через науку, являющуюся единым языком описания и способом преобразования современного мира. Совместное исследование возможностей содержательной интерпретации последних достижений естественных, гуманитарных и общественных наук может придать позитивный характер как диалогу науки и религии, так и диалогу различных религий и стать эффективным средством формирования толерантности, органично включённым в светскую систему образования.

Подробнее с направлениями деятельности Центра и материалами конференций вы можете ознакомиться на нашем сайте.